Почему в Будапеште на берегу Дуная стоят 60 пар обуви

Туристов, впервые посещающих венгерскую столицу, обязательно приводят к набережной, где установлена уникальная скульптурная композиция, состоящая их… десятков пар обуви. Кажется, что ее оставили на берегу люди – мужчины, женщины, дети, чтобы просто искупаться в реке…

Осенью 1944 года, после того, как правительство входившей до того в фашистскую коалицию Венгрии решилось на переговоры о мире с Советским Союзом, Венгрия была оккупирована Германией. Договор был аннулирован, а премьер-министром страны был назначен гитлеровский ставленник, воинствующий антисемит Ференц Салаши. С его приходом антисемитская политика, которая и до того проводилась в стране, когда десятки тысяч евреев отправлялись в «трудовые батальоны» и концлагеря, достигла своего апогея.

Это продолжалось в течении нескольких самых холодных месяцев в году, вплоть до освобождения Будапешта в апреле 1945-го. Евреев сгоняли в гетто, а оттуда партиями на армейских машинах свозили на набережную. Людей заставляли разуться, ведь обувь можно было потом продать, а подходящую оставить себе или родным, затем руки людей крепко связывали между собой шнурками от их же ботинок.

В целях экономии пуль, или просто чтобы поиздеваться над людьми, ополченцы венгерской нацистской армии «Скрещенные стрелы» расстреливали первого стоящего в цепи, а он, падая с набережной в ледяную воду, увлекал за собой тех, кто был с ним связан цепочкой. Сильное течение уносило мертвых и еще живых людей.

Одной из свидетельниц этого зверства была еврейская девочка Жужанна Озсват, которую, рискуя собой, спасла ее няня венгерка. Окна ее комнаты выходили на набережную и девочка видела то, как казнили ее родных. Окно комнаты Жужанны выходило на реку и она видела, что происходило на набережной.

Чтобы увековечить память жертв беспримерного зверства, в честь 60-летия освобождения Будапешта, в 2005 году был сооружен мемориал.

Идея с обувью принадлежит режиссеру Яношу Джану Тогаю, а воплотил ее в жизнь друг Яноша, скульптор Дьюла Пауэр. Для создания инсталляции он изучил модели обуви 40-х годов и воссоздал 60 пар обуви, воплотив их в камне и металле, причем настолько искусно, что отличить их от подлинных со стороны просто невозможно.

Композиция «Туфли на набережной» признана одним из самых пронзительных памятников жертвам Холокоста. Люди часто приносят к этому месту цветы, оставляя их прямо в символической обуви.

Штучка.net